Svoboda | Graniru | BBC Russia | Golosameriki | Facebook

в блоге О русском Гавеле

Vip Всеволод Чернозуб (в блоге Свободное место) 09.06.2012

21431

Последние дни модненькими стали журналистские разборки. Одни журналисты ругаются с другими на мотив сказанного третьими. Кризис публичной сферы. Журналисты подменили собой политиков, политологов, историков, экономистов... вообще всех, любых экспертов. Такая вот словоцентричность. Или, как сказал бы Максим Трудолюбов, литературоцентричность. Вчера он выдал статью "Наш Вацлав Гавел". Подозреваю, профессиональное журналистское сообщество молчит в силу соотносимой с г-ном Трудолюбовым политической образованности. Так что придется говорить представителю "политической общественности".

Смысл статьи приблизительно такой: из-за расхождений между реальным и навальным запросами общества иногда оппозиционно востребованными становятся "космические" персонажи. Максимально далекие от власти писатели, например. Гавел и Михник, например. И в российском варианте, возможно, Акунин, например.

Да, у Акунина есть "манечка" миссионерская. И это хорошо. Он полезен протесту, делает его респектабельнее. Конечно же, на численность митингов это не влияет никак. Вспомним пикеты по Бахминой, где стояли Шендерович с Акуниным да еще человек тридцать завсегдатаев оппозиционных акций. Популярнейший писатель временами вырывается из своего зарубежного поместья, мчит в столицу творить революцию - и ладно. Другой вопрос - его восприятие людьми, имеющими хоть какие-то политические представления. Здесь ожидается минимальная трезвость восприятия.

Приведу цитаты из текста Трудолюбова:

"Вспомним, что во время крушения коммунизма на виду оказывались писатели: Вацлав Гавел, Добрица Чосич, Леннарт Мери, Адам Михник"

"Легитимность государства рушилась не только у нас. И тогда писателям приходилось делать то, что в обычной ситуации делают оппозиционеры-политики"

"В конце 1980-х так случилось, что в ситуации общего ценностного кризиса опорой общества там оказались люди слова. Отсутствие политического опыта, даже маргинальность были плюсами. Легитимность государства была настолько мала, что нужно было быть максимально далеким от власти, чтобы ее получить. В идеале нужно было прилететь из космоса. Таким пришельцем и оказался, например, драматург и диссидент Гавел в Чехословакии"

Очень плоская получается картинка мира. В худших российских традициях. Согласно легендам, свободу России дал Ельцин, а декабрьские митинги организовали Файбисович с Пархоменко, пригласив друзей в фейсбуке. В тексте Трудолюбова Михник и Гавел - эдакие вырванные из жизни благоглупые фрики, строчившие в подполье прокламации.

В реальности эти (пафос оправдан) великие общественные деятели начали "оппозиционную карьеру" в шестидесятых годах. К концу восьмидесятых они подошли закаленными бойцами, имевшими многолетний опыт интеллектуальной и организационной работы, сопротивления и тюрем. Собранность, устремленность, общественный и личностный опыт помогли им стать великими. Гавел несколько раз становился президентом своей страны, а Михник основал "Газету выборчу", выросшую в медиа-империю.

Да, они были безгранично далеки от власти, если под этим понимать режим. Но они создали антисистемы, стали настоящей властью в своих странах задолго до падения власти официальной.

Нелепо называть того же Навального "политблогером". Он дюжину лет в политике, долго работал в "Яблоке", создавал организацию "ДА", успешно вел дебаты и провалился с движением "Народ". А если брать предлагаемую писательскую аналогию, то подходящих кандидатур аж целых две - Лимонов и Прилепин. Акунин, Быков, Улицкая и другие литературные кумиры претенциозного мещанства все же безгранично далеки от политики. Хотя безусловное им спасибо за гражданскую позицию.

Космическое пришествие - очень удобная и приятная схема. Не надо делать много тяжелой и муторной работы, не надо думать, оценивать, выбирать. Только пришельцев должно быть очень много, сотни тысяч воодушевленных и организованных пришельцев. С опытным, умным и смелым пришельцем во главе.


Комментарии
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
User two_a, 09.06.2012 21:05 (#)

Любого популярного писателя можно при желании назвать "кумиром претенциозного мещанства"

А слишком примелькавшегося граненого можно назвать кумиром туполобых. Было бы желание и ... небдительность бдящего.

Vip e_ihlov, 10.06.2012 08:05 (#)
4085

Я понимаю Чернозуба

Всеволод - сравнительно юн и зол. Поэтому он напал на личность вместо нападения на принцип. Логику же я его понимаю и поддерживаю. Что означает лозунг "Акунинаа в Гавелы" - это означает назначить его вождем протестного движения, которое, наконец-то, в "Манифесте Свободной России" называет себя революционным, а события, начавшиеся в декабре Революцией (мирной, но антикрмминальной), правящую группу бандой, власть нелегитимной, требует смещения Путина как узурпатора и включает в программу революции широкую люстрацию госвласти. Спросим себя - благополучные литераторы из "Лиги избирателей" могут руководить таким движением? Акунина в Гавелы - лозунг оппортунизма. Акунин мог претендовать на роль духовного лидера движения протеста, если бы 6 мая шел впереди колонны демонстрантов. Акунин решил, что движение закончилось и фактически дезертировал. Прогулка 13 мая была шансом реабилитироваться. Но он не кричал "свободу политзаключенным", идя во главе колонны. Он не приходил на Оккупаи. Он иссяк как гражданский лидер. Но давайте посмотри на феномен "Гавелов" шире. На первой стадии любого широкого революционного или национального движения всегда царят интеллектуалы. Историки, писатели, поэты, музыканты, режиссеры возносятся на вершины первых дней новых стран и режимов. Сахаров был вознесен как социальный философ. Но вожди-интеллектуалы должны иметь опыт политического противостояния. Гавел был лидером чешской оппозиции, потому что был был среди создателей Комитета в защиту политзаключнных (несправедливо преследуемых), трижды (последний раз в 1989) сидел в тюрьме. И давайте не забывать, что всю реальную политику - экономический либерализм и люстрацию - проводил несгибаемый премьер-министр Клаус (наш ближайший аналог - Альберт Кох). Но, в принципе, если в России будет установлена парламентская республика, то я не вижу ничего плохого в такой конструкции власти: избираемый парламентом президент Борис Чхартишвили и премьер от революционной коалиции Михаил Ходорковский, а министр по делам люстрации - Платон Лебедев.

User leokadij, 10.06.2012 09:18 (#)

экономический либерализм и люстрацию - проводил несгибаемый премьер-министр Клаус (наш ближайший аналог - Альберт Кох)

Этого Коха зовут Альфред.
Фигура довольно сомнительная, сгибаемая много раз. Смотрите его биографию.

Vip e_ihlov, 10.06.2012 16:27 (#)
4085

действительно Альфед

Когда набрал в яндексе альберт на меня смотрел кох

User bebidok, 10.06.2012 12:54 (#)

О комментаторах

Всеволод! не обращайте внимание на эти...как бы помягче выразится, негативные оценки в свой адрес.
Ваше мнение о современных литераторах очень верно и злободневно.Никто из вами названных писателей, кроме Прилепина, ничего остро-социального не написал (А как это неоходимо сегодня!), а политического тем более. И кто бы их не защищал, но ведь это так - ничего значимого для общественной мысли за последние годы в литературе так и не появилось. Ну, нет Толстого,Бунина но хотя бы Короленко должен был появиться.
Вот говорят,"Заговор обезьян" - политический роман. Но его надо прочесть, чтобы оценить. А его нет в свободном доступе.
Так что кандидатуры на роль Гавела у нас пока нет. И может не будет. А жаль.

(комментарий удалён)
User nortrop14, 10.06.2012 03:15 (#)
3133

Дура теперь влюбилась в Лимонова. Он теперь её прынц (Лимон) на белом...

User leokadij, 10.06.2012 09:10 (#)

Dear Nortrop,

Вы не поняли ее иронии. Это цитаты из самовлюбленного Лимонова.

(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
User nortrop14, 11.06.2012 10:36 (#)
3133

Лимонов будто Радж Капур -
С ума сводить умеет дур,
Что постят долгими ночами
И срут большими кирпичами.

User nadezhda12, 11.06.2012 11:24 (#)

голубая, нищая
на судьбу обиженная
Нотручка-завистница
от бессилья беситЦа

зря, ты не понял

User quasistable, 09.06.2012 16:43 (#)
3950

если россиянам нужен вождь, чтобы избавиться от бутылки шампанского в заду, то им никто и ничто не поможет.

Нет таких вождей. Пусть просто записываются к проктологу.

User leokadij, 09.06.2012 20:03 (#)

Улицкая, Акунин и Быков - хорошие, талантливые писатели.

А кто такой Чернозуб?

Vip e_ihlov, 11.06.2012 06:46 (#)
4085

Чернозуб - храбрый политический активист

Талантливый литератор не всегда может быть вождем политического движения. Тем более, что он - в отличие от режиссера - вообще не имеет лидерских навыков. Первым президентом Украины (главой Центральной рады) был историк Грушевский, первым президентом Польши - пианист Пендерецкий. Но это были люди - символы. "Лига избирателей" хорошо проявила себя зимой, когда протестному движению нужна была респектабельность. После 6 мая, когда они "дезертировали", отказавшись участвовать в демонстрации и митинге, явно считая их "прощальными", проигнорировали "Оккупаи", а в июне оказались не способны мобилизовать интеллектуалов против закона о митингах, "союз писателей" ОКОНЧАТЕЛЬНО ОКАЗАЛСЯ НА ОБОЧИНЕ. Там же где "Круглый стол 12 декабря" Сатарова

User two_a, 09.06.2012 20:20 (#)

Паниковский Балаганову, толкаясь: "А ты кто такой?!"

А кто такой leokadij?

User leokadij, 10.06.2012 09:01 (#)

А кто такой leokadij?

Леокадий - просто юзер,
чайник, хулиган и лузер.

молодец, спокойно и без заз

User cookish, 11.06.2012 03:25 (#)

Леокадий - просто юзер,чайник, хулиган и лузер.

User cookish, 11.06.2012 03:26 (#)

Трикстер, фрикстер и позёр, у него хороший взор

User leokadij, 11.06.2012 19:03 (#)

Хоссподи!

Я и слов таких не знаю.

User semetr9, 09.06.2012 22:37 (#)

Это Акунин далек от власти? Он всегда эксплуатировал великорусско-имперские мотивы и бывал за то обласкан: лучшие издательства, телеэкранизации и вытекающие из сего гонорары, с к-рых он не платил налогов. Оппозиционерство его началось в тот момент, когда с него (в период антигрузинской компании) потребовали положенные налоги. В ином случае он бы перещеголял Хаматову. Так что русским Гавелом ему не быть: последние 2 буквы на заменить. Впрочем, это к лучшему: деятельность ролгрессивного писателя Гавела кончилась тем, что его страна исчезла с карты.

User lekas, 10.06.2012 15:33 (#)

Да и хрен с той страной,народ то благоденствует и не печалится.

User natalie, 10.06.2012 03:38 (#)

Как так? Последний раз я проверяла, страна the Czech Republic была на карте Европы. Здесь, например (в самом центре карты):
_http://www.worldatlas.com/webimage/countrys/eu.htm

User leokadij, 10.06.2012 09:08 (#)

Dear Natalie,

Вацлав Гавел был Президентом Чехословацкой республики, во время его президентства страна МИРНО разделилась на Чехию и Словакию.

Я был в Словакии, словаки ближе к украинцам, нежели чехи. Существенная разница в том, что словаки - католики, как и чехи, тогда как соседи их украинцы - православные христиане.

а мне казалось на западной в основном католики и баптисты?

User natalie, 10.06.2012 23:43 (#)

Спасибо за информацию, Лео. Я была в столице Чехии Prague/Praha когда пут

User fimasobak, 11.06.2012 01:44 (#)
2997

Существенная разница в том, что словаки - католики, как и чехи, тогда как соседи их украинцы - православные христиане.

Я думаю, что разница в том, что Чехия, бывшая Богемия, больше 1000 лет была частью сначала Германской Империи, (с 8-9 веков)а затем, с 14 века Габсбурской и Австро-Венгерской, и является частью германской культуры. Особенно сильное влияние и рассцвет оказало владычество короля франков Карла Великого основавшего в средние века Богемское Королевство. Чехия появилась только в 1914 году после распада Дунайской Монархии и на основе национально-освободительного движения внутри страны.

User leokadij, 11.06.2012 19:04 (#)

Согласен, Фимочка!

Vip e_ihlov, 10.06.2012 16:31 (#)
4085

О президенстве

Гавел был 2 года президентом Чехословакии и 10 лет - президентом Чехии.

как помню вроде действительно что-то похожее. посмотрел (wiki):

Havel was the ninth[2] and last president of Czechoslovakia (1989–1992) and the first president of the Czech Republic (1993–2003).

User waschka, 10.06.2012 07:43 (#)

"Мы, оппозиционные активисты, правозащитники, экологи, журналисты, налогоплательщики, преподаватели и студенты, участники прошедших акций,.." - вот кто такой Чернозуб, как он сам себя представил в одном из прошлых текстов.
А по мне, по прочтении чернозубовских наставлений "претенциозному меньшинству", Чернозуб - юный циник, но уже состоявшийся сноб. И этот тезис он с завидным постоянством и молодёжным наивом в своих писаниях демонстрирует.
Прочитал несколько поделок Чернозуба - впредь достаточно увидеть имя сего автора, чтобы не терять времени...

User leokadij, 10.06.2012 09:20 (#)

Весьма точная характеристика.

Vip vissevald, 10.06.2012 10:52 (#)
21431

спасибо

плакал

User dies_irae, 10.06.2012 19:01 (#)
23318

А Леннарт Мери

С какого перепугу писатель? Он историком был, вообще-то.

User boris_k, 11.06.2012 17:10 (#)
3734

Очень - к величайшему сожалению - типичная за последнее время граневская статья, смысл которой в том, чтобы опорочить соседей по оппозиционной борьбе, чтобы сосредоточить раздражение оппозиционеров не на власти, а друг на друге, на т.наз. "предателях и провокаторов" в собственных рядах. Противопоставить, например, "хороших писателей" типа Лимонова "плохим" типа Быкова или Акунина. Разумеется, очень скоро ждите альтернативного блога, где, наоборот, Лимонов будет "плохим", а кто-то другой "хорошим". В принципе ту же самую работу делает Низовкина на соседней ветке.
Кому выгодны все эти агрессивные разборки внутри оппозиции - недеюсь, не надо объяснять, сами догадаетесь?

User pshumkin, 11.06.2012 18:07 (#)

Автор против бессмысленных ожиданий иьев-муромцев.
Автор за выковывание вождей из подручного материала.
Автор прав. Материал должен быть новый, иной, но не сильно. Иначе не поймется-не приживется. Такой , например, как Ельцин. Который свой, но другой свой. Если бы тогда выдвинулся Жириновский, его бы не поняли, как не поняли до конца уже 20 лет.
Быть иным-это на основании старого предлагать реально-доступное новое.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: