Svoboda | Graniru | BBC Russia | Golosameriki | Facebook

в блоге Это еще не 37-й

Vip Наталья Горбаневская (в блоге Свободное место) 14.06.2012

499

Тут я вывешивала у себя в ЖЖ объявление о парижском митинге 12 июня, но текст призыва на митинг не вывесила, так как в нем содержалось это модное и совершенно неуместное сравнение обысков, прошедших в Москве 11 июня, с 1937 годом.

Сами обыски - только часть того, что происходит в последние дни и что напоминает мне не 37-й и даже не (куда более мягкий) 68-й, а скорее довольно скромный итальянский фашизм (не путать с национал-социализмом, а то эта путаница глубоко укоренилась в мозгах).

Задержания по делу о "массовых беспорядках" 6 мая, эти самые повальные обыски, вывоз в лес журналиста Соколова - правда, касторкой его не поили, обошлось угрозами, и от угроз он немедленно спасся за границу, вообразите себе такое не только в тридцать, но и в восемьдесят седьмом! - и наконец, самое серьезное: обстрел "неизвестными в масках" машины вологодского депутата Евгения Доможирова (все колеса прострелены, ранена соратница депутата), ехавшего в Москву на "Марш миллионов". Прибавим и задержания в провинции собиравшихся ехать с той же целью в Москву. Кратковременные, но помешавшие отъезду. И - тоже кратковременные - задержания журналистов-пикетчиков у СКР.

Все это простое устрашение, отнюдь не массовые репрессии. Мишенью задержаний и обысков становятся сравнительно немногочисленные активисты, а не потенциально каждый, "без вины виноватый", как это было в пресловутом 37-м.

Все исторические сравнения хромают, но когда они становятся истерическими, то хромают на все четыре ноги. Эта истерика появляется от отсутствия хладнокровного анализа, от неумения таковой произвести и... от отсутствия элементарного чувства юмора. Весь юмор обращен вовне и действительно приносит неплохие плоды в виде забавных лозунгов и атрибутов. Но к себе самим отношение патологически серьезное. Это меня пугает не меньше, чем действия властей.


Материалы по теме
13.06.2012 статья Владимир Абаринов: Обыско морале →

Комментарии
User boris_k, 14.06.2012 12:11 (#)
3734

Короткая, но замечательно точная и взвешенная во всех отношениях статья. Уважаемая Натала, если бы "власть застряла не то в 1937 г., не то в 1968 г.", Вас бы уже тут не было бы (скорее всего, и меня тоже), и по этой простой причине не было бы у нас с Вами никакой дискуссии. Сравнение с режимом Муссолини тоже, на мой вгляд, очень точное, хотя и ограничивается, конечно, только политическими аспектами (экономические основы тогдашнего итальянского и современного российского фашизма совершенно разные). Столь же абсолютно точно указана причина, почему наши премудрые теоретики отказываются видеть сходство двух режимов: потому что их учили, что фашизм - это национал-социализм, тогда как на самом деле это совершенно разные системы. За долгое время встречаю в лице Горбаневской первого человека, который использует слово фашизм в объективном политологическом, а не в чисто эмоциональном (синоним "бяка", "гадость") смысле.
Побольше бы таких статей на Гранях.

(комментарий удалён)
User wrrow, 15.06.2012 10:31 (#)
3267

уважаемая г-жа Горбаневская,а концлагерь Чернокозово Вам 1939-45гг. не напомнили?
...А вообще думется что до 1937г. еще ой как далеко,все-таки Удальцов не Ленин и его популярность в народе очень мала.Вряд-ли ему власть обломится(надеюсь)

User gestalt, 17.06.2012 06:26 (#)

Ну какой же это фашизм, путинской хунте до него - как до Луны раком. Тут velikanov вполне корректно заметил: не фашизм, а мафия. Ведь фашизм - это корпоративное государство. Все население входит, в добровольно-принудительном порядке, в государственные (или контролируемые государством) структуры. Народ и партия едины (fascia - связка). Кстати, тоталитаризм и фашизм - не разные степени несвободы; фашизм - всего лишь разновидность тоталитаризма (другие два - национал-социализм и коммунизм). Так что у Горбаневской "фашизм" и в самом деле синоним "бяки".

User artabisov, 14.06.2012 14:06 (#)

Обыски у свидетелей? Да это почище будет, чем в 37 году. Тогда по крайней мере до этого не додумались и не практиковали.

User boris_k, 14.06.2012 15:27 (#)
3734

Помилуйте, просто тогда свидетелей не было, всё делалось без свидетелей. Да и сами подумайте, а зачем они ваще? "Факультет ненужных вещей" читали?

User voron4952, 14.06.2012 16:15 (#)

"...Эта

Предлагаете над этим посмеяться? Думаю та же Ксения Собчак посмеялась бы, если бы ей кто то сказал что к ней придут с обыском. Теперь ей совсем не до смеха. Думаю и у вас в такой ситуации юмор исчезнет. Или вы "застрахованы" от подобных неприятностей. Где находится такое страховое агентство?

User cookish, 14.06.2012 16:25 (#)

комментаторы и просто чтецы, обратите внимание на зловещее "еще" в названии статьи. Во-первых, оно говорит нам - скоро наступит ужас, но пока ЕЩЕ не наступил, так что смейтесь и радуйтесь, пока ЕЩЕ это возможно. Во-вторых, оно говорит, что повторение 37-го УЖЕ не за горами.

User boris_k, 14.06.2012 18:36 (#)
3734

Вы правы, вот тут, пожалуй, разница по сравнению с Муссолини. Итальянский фашизм был ограничен не только в силу внеших условий, но и по самой своей природе. Он стал превращаться в тоталитаризм только в 43-м году с помощью немцев. Этих внутренних ограничителей российский вариант не имеет, он может превратиться в тоталитаризм вполне самостоятельно, без всякой помощи извне, и варягов не попросит. Отсюда "еще".

Vip velikanov, 14.06.2012 20:00 (#)
467

Фашизм или мафиократия?

Нынешняя власть в России имеет только поверхностное сходство с итальянским фашизмом, с которым по сути дела у нее не больше сходства, чем со сталинским или, скажем, брежневским режимом.
Фашистский режим имел идеологию, которую он формулировал и которой придерживался совершенно открыто. Иерархия, которая была этим режимом выстроена, конечно обеспечивала себя материально в полной мере, может быть и сверх меры, но с тем, как жируют наши начальнички, сравнить нельзя. Главное - этот режим и выстроенная им иерархия некоторым образом, пусть даже преступным, организовывали свою страну, что-то даже улучшали, о чем-то заботились, - их целью не было выкачать из своей страны как можно больше, они не были просто паразитирующей структурой. И они старались построить нечто прочное, где бы они правили вечно. В этом они (фашисты) имели много общего как раз с советской властью, а не с нынешней российской, не имеющей идеологии, не строящей прочно, и не расчитывающей на долгое правление.
Сравнивать нынешний российский режим можно и нужно не с итальянским фашизмом, а с итальянской мафией в период ее наибольшего господства. И тут и там - чисто паразитирующая организация, старающаяся при этом создать в не склонных к размышлениям головах "простых людей" иллюзию того, что "о них думают", по крайней мере что "о них тоже думают" и от кого-то их защищают. И тут и там - зависимость от официальной банковской системы, в частности швейцарской, для отмывания преступно добытых денег.
А главное - и тут и там взаимная зависимость, даже "подвязанность" членов преступного сообщества, держащаяся на взаимном компромате: в это сообщество не так трудно войти, как из него выйти. Главное преступление мафиози - выложить компромат на другого мафиози; главная защита мафиози - наличие у него такого компромата на других, такого человека мафия будет всегда стараться выручить... Это псевдо-солидарность, основанная на взаимном страхе.
Уникальность же нашей структуры власти в том, что это не мафия, тайно существующая при реально другой, законной, хотя и очень слабой власти. Нет, это мафия, старающаяся соблюдать некоторые формальные ритуалы, чтобы самой называться "законной влстью". Это МАФИОКРАТИЯ, и близких исторических аналогов у нее наверное нет, во сяком случае пока что их ищут не там где надо.
В силу уникальности этой структуры власти, предположения о том, как она будет дальше действовать, и предложения о том, как дальше действовать нам, надо формулировать исходя из конкретных сегодняшних данных, не прибегая к помощи далеких исторических аналогий.

User semetr9, 14.06.2012 20:03 (#)

Уехать за границу сейчас просто, но только потому, что власть стремится "вытолкнуть" (термин 70-х). Если бы она хотела посадить, то тут же воспользовалась бы законом о невыезде должников и т.п.. Компы с доступом к базе данных, слава Богу, стоят на кажлой таможне.
Путин - не Сталин. Он не решится на новый 37, хотя народ бы его горячо поддержал. В памяти народа сажали, в основном, начальство (прочих немного и случайно). Ненависти к начальству накопилось достаточно. Если бы новое ОСО ввело бы сажание на кол как меру соцзащиты, все мы кинулись с энтузиазмом на выстругивание кольев. Круг скоро замкнется.

User oldigor, 14.06.2012 20:05 (#)

Вы, Борис, в целом правы и понимете обстановку вполне глубоко и реалистически

Вот, что страшно, по-моему, и это нечто, что мне было ясно с ранней моей молодости (мне было16 лет, когда Кровожадный Усатый Бандит откинул копыта): за исключением скольких-то, возможно 10 лет в 90-е, весь чудовищный чекисткий механизм - both software and hardware - оставался и остаётся. Только дай приказ, ну, как всегда в России поначалу бардак и неразбериха, но справятся, начнут сажать, так сажать (что лагеря пришли в запустение - пустяки, есть богатый историчесий опыт строительства лагерей самими зека), стрелять - так стрелять (теперь и грузовики-то заводить не нужно, чтобы звуки выстрелов глушить; слава Богу, XXI век, запустят
металлику на все 120 децибел).
Более того, как я писал неоднократно, ежели Воблоглазов трон и впрямь качнётся (неважно, конечно, в самом деле или ему покажется), то, не забыв вывезти свои семейные цацки, он, ничтоже сумнящеся, и атомной бонбочкой по столице шарахнуть может дабы 100.000 "врагов" замочить, а то, что ещё пара миллионов непричём погибнет, так кого и когда это вождей российских смещало:

User andrey_62, 14.06.2012 21:00 (#)
3180

Нет, именно 37-й. Только "в виде фарса" - это не я сказал первым...

Именно повторение - только ученики нерадивы и туповаты. И трусоваты.

User vladman06, 14.06.2012 23:38 (#)

Это еще не 37-й

На мой взгляд, сделанное автором сравнение не совсем корректно. История это такая хитрая штука! Никто не знает когда, где и что выстрелит. Ребята сверху, те которые в погонах или уже без погон, постоянно оценивают ситуацию и если только почувствуют, что можно стрелять, то не сомневайтесь, начнут. И никакие увещевания об истории, повторяющейся дважды, не помогут. Сейчас они понимают, что можно давить, так как значительной части российского населения нравится то, что делают с либералами и оппозиционерами. Они их не любят и никуда от этого не денешься. Иногда комедия может окончиться и трагедией

(комментарий удалён)

"Топ-анекдот конца 70-х"

он и чуть позже был не заезженным:)
но как тебе всё прощают:))

User davy47, 15.06.2012 08:57 (#)

Конечно, не 37-й...
Но иногда ветераны хвастаются шрамами. Вполне заслужено, надо сказать...
Мне в подобного рода разговорах все время вспоминается одна зарисовка из солжениценского "Гулага": год этак 29-30-й, пересылка, и правые эсеры насмерть ругаются с троцкистами...
Сюр? Гимн убеждениям?
Не знаю... Не мне судить...
Сейчас - не то...

User pshumkin, 17.06.2012 13:31 (#)

да нет, любезный Автор. 37 год Россию никогда не покидал. Разве что в 89-94 годах слегка просветлело..А в целом репрессии-главное оружие политической борьбы с инакомыслием. Что в целом говорит о нашем национальном характере и уме

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: