Латвия аннулирует лицензию на вещание телеканала "Дождь" из-за "угрозы нацбезопасности"

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Телеканал Дождь

Автор фото, Stanislav Krasilnikov/Tass

Лицензия на вещание телеканала "Дождь" (внесен в реестр "иноагентов" в России) в Латвии будет аннулирована, постановил местный Национальный совет по электронным СМИ. В качестве причины совет указал нарушения, допущенные журналистами. Представители телеканала назвали обвинения "несправедливыми и абсурдными".

Решение принято в связи с "угрозой национальной безопасности и общественному порядку", говорится в заявлении главы совета Иварса Аболиньша в "Твиттере".

"Оценивая совокупность нарушений, совет убедился, что руководство "Дождя" не понимает и не осознает значимости и серьезности нарушений, поэтому не может действовать на территории Латвии", - добавил он.

"Дождь" перестал работать в России в начале марта, после того как журналистам в стране стала грозить уголовная ответственность по новой статьей УК РФ о "военных фейках". Позже телеканалу удалось получить разрешение на работу в Латвии, где запрещены российские государственные телеканалы (как пропагандистские).

Что будет с "Дождем"

Решение вступит в силу в ночь на четверг, 8 декабря, когда "Дождь" должен прекратить вещание на территории Латвии.

Учитывая, что телеканал "Дождь" транслируется не только на телевидении, но и на платформе YouTube, NEPLP будет просить поставить геоблокировку канала на этой платформе, чтобы контент был недоступен в Латвии, объявил Аболиньш.

У телеканала будет возможность оспорить решение в суде, добавил он в интервью Delfi.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

По словам гендиректора "Дождя" Натальи Синдеевой (внесена в реестр "иноагентов" в России), из-за решения латвийских властей телеканал потеряет деньги от вещания в кабельных сетях - это около 20% выручки.

"Я не была готова к этому. Я была уверена, что они [латвийские власти] этого не сделают", - объяснила она в интервью "Медузе" (внесена в реестр "иноагентов" в России).

В комментарии РБК она сказала, что телеканал будет пытаться получить лицензию в другой стране.

Согласно официальному заявлению телеканала, "Дождь" продолжит работать, останется в YouTube, но перестанет вещать в кабеле.

Вечером вторника Синдеева опубликовала в своем телеграм-канале четырехминутное видео, на котором она плачет и выражает сожаление о допущенных ошибках. Также она просит вернуться на канал Алексея Коростелева и журналистов, которые ушли вслед за ним.

При этом, как сообщает Delfi, Служба государственной безопасности (СГБ) Латвии предложила МВД запретить Коростелеву въезд в страну.

"Цена ошибки"

Автор фото, TVRAIN

Подпись к фото,

Руководство телеканала сожалеет об увольнении телеведущего Алексея Коростелева, заявила Синдеева

Латвийские власти объявили об аннулировании лицензии спустя несколько дней после скандала, вызванного словами телеведущего Алексея Коростелева. Журналист в прямом эфире, призывая зрителей писать о нарушениях при мобилизации, сказал, что телеканал сможет помочь российским военнослужащим с оснащением на фронте.

После этого главный редактор телеканала Тихон Дзядко (внесен в реестр "иноагентов" в России) принес извинения. "В связи с этим важно отметить следующее: телеканал не занимался, не занимается и не будет заниматься помощью с оснащением российской армии - на фронте или за его пределами", - написал Дзядко в своем телеграм-канале.

Коростелев был уволен, несколько сотрудников "Дождя" ушли вслед за ним.

В понедельник генеральный директор телеканала Наталья Синдеева записала видеообращение, в котором извинилась от лица канала "перед всеми, кого ввела в заблуждение фраза Алексея Коростелева".

"Многие поняли слова Леши, как будто "Дождь" занимается помощью вооруженным силам России. Но это неправда. Лешина фраза была ошибкой. Но цена этой ошибки оказалась слишком высокой для всех нас", - отметила Синдеева.

Решение об увольнении Коростелева, которое некоторые сочли чрезмерно жестким, по ее словам, принималось "под лавиной мнений, под угрозой лишиться лицензии, под угрозой быть высланными из Латвии", откуда "Дождь" начал вещание в июле.

Уже после того как стало известно, что лицензия телеканала все-таки отозвана, Синдеева назвала решение об увольнении ошибкой. В интервью "Медузе" она сказала: "Можно было убрать его [Алексея Коростелева] из эфира, остановиться, подумать. Мы сделали плохо, понимали, что делаем плохо. Нам, конечно, очень противно от этого".

Позднее во вторник стало известно, что Служба государственной безопасности Латвии признала высказывания ведущего "Дождя" Алексея Коростелева призывом помогать российской армии. В своем заявлении СГБ напоминает, что нападение России на Украину признано в Латвии актом терроризма, а Россия - государством, поддерживающим терроризм.

"Пример ошибочных иллюзий"

Решение латвийских властей вызвало возмущение известных российских журналистов и активистов, большинство из которых вынуждены были покинуть Россию.

Главный редактор издания "Новая газета. Европа" Кирилл Мартынов (внесен в реестр "иноагентов" в России) призвал латвийские и европейские СМИ проявить солидарность с "Дождем".

Ранее стало известно, что международная организация "Репортеры без границ" обращалась в совет по электронным СМИ Латвии с просьбой сохранить лицензию "Дождю".

"Есть Путин, который начал войну. Есть канал "Дождь", который рассказывает правду про Путина и войну. Лишение "Дождя" лицензии помогает Путину, а уж никак не наоборот", - написала Кира Ярмыш (внесена в реестр "иноагентов" в России), пресс-секретарь политика Алексея Навального.

Представитель Кремля Дмитрий Песков назвал произошедшее с "Дождем" примером иллюзий о свободе слова на Западе. "Всё время кому-то кажется, что где-то лучше, чем дома, и всё время кому-то кажется, что где-то свобода, а дома несвобода. Это один из ярких примеров, который демонстрирует ошибочность таких иллюзий", - заявил Песков.

Официальный представитель российского МИД Мария Захарова также провела параллель между действиями латвийских властей и обвинениями в давлении на СМИ, выдвинутыми против России.

"Ничего не нужно заново придумывать, просто пусть вместо слова "Россия" вставят в свои же недавние заявления слово "Латвия", - написала Захарова, сопроводив публикацию цитатами из заявлений американских и европейских чиновников.

Вещание российского телеканала ранее несколько раз становилось причиной для недовольства латвийских надзорных органов и чиновников.

В прошлую пятницу стало известно, что Национальный совет по электронным средствам массовой информации (NEPLP) оштрафовал телеканал на 10 тысяч евро из-за показанной в эфире карты, где аннексированный Крым отмечен российским, и слов "наша армия" в отношении армии России. Тогда в организации указали, что это уже второе нарушение со стороны телеканала, а при наличии трех "серьезных нарушений" совет вправе отозвать лицензию на вещание в Латвии.

Глава латвийского Национального Совета по электронным СМИ рассказал и о других претензиях властей к телеканалу "Дождь". По словам чиновника, получив лицензию на вещание, "Дождь" должен был обеспечить перевод программ на латышский язык. Телеканал обязался делать это с сентября, но в итоге этого так и не произошло.

Около месяца назад представители "Дождя" пришли на заседание Совета по электронным СМИ без переводчика, предполагая, что смогут изложить свою позицию на русском языке. Этот случай, который Аболиньш дважды упомянул за время эфира, по его мнению, наглядно иллюстрирует, что у руководства "Дождя" нет четкого понимания законности в Латвии, пишет Delfi. Аболиньш увидел в этом риск того, что нарушения со стороны "Дождя" будут повторяться.

В августе известный латвийский режиссер Алвис Херманис призывал запретить журналистам "Дождя" работать в стране из-за интервью, которое у мэра Риги Мартиньша Стакиса взяла Котрикадзе. Недовольство режиссера, в частности, вызвали вопросы о сносе советских памятников в Риге. Однако сам мэр заявлял, что "интервью было корректным".

В прошлом году режиссер Вера Кричевская выпустила документальный фильм [email protected] This Job, название которого можно дословно перевести как "НА/// такую работу". Он рассказывает историю независимого телеканала "Дождь", который после начала войны впервые за 11 лет приостановил свою работу, пережив отключения кабельных и спутниковых операторов в 2014 году.