"Дождь" уволил ведущего за слова о помощи российским военным с "оснащением на фронте"

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Алексей Коростелев

Автор фото, TVRAIN

Телеканал "Дождь" (внесен в реестр "иноагентов" в России) сообщил, что прекратил сотрудничество с телеведущим Алексеем Коростелевым. Накануне журналист в прямом эфире, призывая зрителей писать о нарушениях при мобилизации, сказал, что телеканал сможет помочь российским военнослужащим с оснащением на фронте.

"Мы приняли решение прекратить сотрудничество с Алексеем Коростелевым с сегодняшнего дня. Это очень сложное решение для нас, но руководство "Дождя" считает его единственно верным и возможным", - заявила в эфире телеканала глава информационной службы Екатерина Котрикадзе (она также в реестре "иноагентов").

После громкого скандала о прекращении сотрудничества с "Дождем" в знак протеста против решения руководства телеканала объявили два его известных журналиста - Владимир Роменский (в реестре "иноагентов") и Маргарита Лютова. Роменский объяснил, что был шеф-продюсером Коростелева во время вечернего выпуска информационной программы и разделяет ответственность за то, что было сказано в эфире.

"Сам в полной мере несу ответственность за тот выпуск. "Сидел на ухе" шеф-редактором. Долг велит положить значок и револьвер на стол. Что и делаю. "Дождь", королева-мать, но вы допустили чудовищную ошибку", - не согласился с решением руководства телеканала Роменский. По его мнению, "Дождь" "отдал на заклание" своего человека.

Лютова также считает, что люди имеют "право на ошибку и право публично объясниться до публичного увольнения". По ее мнению, реакция канала на скандал противоречит декларируемым им принципам гуманизма, открытости и честности.

Что сказал Коростелев

В четверг вечером во время выходящей в прямом эфире новостной передачи "Здесь и сейчас" Коростелев, зачитывая в эфире просьбу редакции отправлять сообщения на почту телеканала о нарушениях при мобилизации, добавил (по-видимому, от себя): "Мы надеемся, что многим военнослужащим, в том числе мы смогли помочь, например, с оснащением и просто с элементарными удобствами на фронте".

После поднявшегося скандала в ночь на пятницу эта фраза была удалена из эфира, а главный редактор телеканала Тихон Дзядко (внесен в реестр "иноагентов" в России) принес извинения. Он заявил, что реплика Коростелева "вводит в заблуждение зрителей" и "создает ощущение, что "Дождь" занимается оказанием помощи армии РФ".

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

"В связи с этим важно отметить следующее: телеканал не занимался, не занимается и не будет заниматься помощью с оснащением российской армии - на фронте или за его пределами", - написал Дзядко в своем телеграм-канале.

Вечером в пятницу скандал прокомментировал и сам Коростелев: "Денег российской армии на коптеры или даже на носки я не присылаю и не призывал этого делать. Слова вырваны из контекста - напомню - прекрасного выпуска. Жаль ли мне брошенного всеми голодного мобилизованного (о них шла речь)? Да. Путин красавчик? Нет. Кажется, водораздел проходит где-то тут. Помогаю ли я мобилизованным, о которых шла речь в монологе? Только тем, что рассказываю о них".

После вторжения России в Украину и введения уголовного наказания за распространение "военных фейков", под которыми российские власти понимают всю информацию о войне, которая расходится с официальными сводками минобороны, редакция "Дождя" сначала приостановила работу, а затем покинула Россию. В России сайт телеканала заблокирован по требованию Генпрокуратуры. Телеканал вещает из Риги, также студии работают в Амстердаме, Тбилиси и Париже.

"Увольнению, если оно спасет телеканал и позволит моим коллегам и дальше работать, я не противлюсь", - подчеркнул Коростелев, имея в виду работу телеканала в Риге.

"Дождь" в Латвии

Вещание телеканала уже несколько раз становилось причиной для недовольства латвийских надзорных органов и чиновников.

В пятницу стало известно, что латвийский Национальный совет по электронным средствам массовой информации (NEPLP) оштрафовал телеканал на 10 тысяч евро из-за показанной в эфире карты, где аннексированный Крым отмечен российским, и слов "наша армия" в отношении армии России.

В организации указали, что это уже второе нарушение со стороны телеканала. При наличии трех "серьезных нарушений" совет вправе отозвать лицензию на вещание в Латвии.

В августе известный латвийский режиссер Алвис Херманис призывал запретить журналистам "Дождя" работать в стране из-за интервью, которое у мэра Риги Мартиньша Стакиса взяла Котрикадзе. Недовольство режиссера, в частности, вызвали вопросы о сносе советских памятников в Риге. Однако сам мэр заявлял, что "интервью было корректным".

"Дождь" перестал работать в России в начале марта, после того как журналистам в стране стала грозить уголовная ответственность по новой статьей УК РФ о "военных фейках". Позже телеканалу удалось получить разрешение на работу в Латвии, где запрещены российские государственные телеканалы (как пропагандистские).